Обновлена редакция законопроекта, разработанного Минфином и Банком России с целью стандартизации мер противодействия краже денежных средств посредством Интернета и мобильной связи. Процедуру возврата денег по факту списания без согласия плательщика предложено упростить: получив заявление от клиента, банк приостанавливает транзакцию на пять дней, за которые получатель должен представить обоснование — копию договора или акт о выполненной работе.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)» был за номером 188476-7 внесен в Госдуму в конце мая. Согласно пояснительной записке (весь пакет документов доступен на сайте ГД), для пресечения мошеннических платежей авторы проекта предлагают закрепить право оператора по переводу денежных средств (банка, субагента, платежной службы) на приостановку сомнительных транзакций — в прежней редакции на срок до 14 рабочих дней.

За это время плательщик вправе обратиться в арбитражный суд, чтобы тот подтвердил факт несанкционированного списания. Если основание для отмены платежа не представлено, оператор получателя обязан завершить перевод денег на его счет. В новой редакции законопроект №188476-7 освобождает плательщика от необходимости доказывать незаконность списания в суде.

Ведение базы данных о попытках совершения несанкционированных платежей будет возложено на Центробанк. Представители банка уточнили для прессы, что предложенные поправки касаются лишь юридических лиц, так как порядок возврата гражданам незаконно списанных средств оговорен в ФЗ «О национальной платежной системе».

Внесенный в Думу законопроект был недавно рассмотрен президентским Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Эксперты пришли к заключению, что данный документ нуждается в доработке.

Согласно статистике, заблокировать несанкционированную транзакцию банкам удается лишь в 10% случаев. Возврат денег жертвам мошенничества обычно производится следующим образом: банк плательщика представляет в банк получателя заявление клиента о несогласии со списанием.

Категории: Кибероборона, Мошенничество