«Лаборатория Касперского» проанализировала статистику посещения детьми веб-ресурсов, собранную при помощи Kaspersky Secure Network и основанную на нотификациях «Родительского контроля» — модуля, который отслеживает посещаемые детьми веб-ресурсы, время пребывания на каждом сайте, а также распространение персональной информации. Данные по мобильным устройствам в статистику не входят.

Модуль «Родительский контроль» анонимно сканирует контент веб-страницы, на которую пытается зайти ребенок, и сопоставляет его с 14 категориями. Для исследования эксперты отобрали 12 категорий: средства интернет-коммуникации (социальные сети, мессенджеры, чаты и форумы); ресурсы для взрослых; алкоголь, табак, наркотики; насилие: оружие, взрывчатые вещества, пиротехника; нецензурная лексика; азартные игры, лотереи, тотализаторы; компьютерные игры; электронная коммерция; ПО, аудио, видео; переадресация HTTP-запросов (анонимайзеры); поиск работы.

Ожидаемо в глобальном масштабе абсолютное большинство детей (более 67%) используют Интернет для коммуникации — они активно общаются в соцсетях и мессенджерах. Самыми популярными средствами общения являются Facebook, Twitter, YouTube и Pinterest. Менее всего популярны десктоп-версии Instagram и WhatsApp. Также подростки часто играют в компьютерные игры (11%) и интересуются алкоголем, табаком и наркотиками (9%). В то же время им совершенно не интересны азартные игры и насилие (0,13 и 0,08% соответственно). Почти все дети не находят пользы в анонимайзерах, это самая «непопулярная» категория (0,02%).

Однако, если рассматривать ситуацию в разных странах, положение дел различается. Например, в Северной Америке дети реже заходят в соцсети и используют мессенджеры, но при этом больше интересуются компьютерными играми, алкоголем и онлайн-покупками. Похожим образом ведут себя дети из Западной Европы. В СНГ, как отмечают аналитики «Лаборатории», меньше интересуются интернет-магазинами. Что касается юных жителей Латинской Америки, они проводят много времени, общаясь со сверстниками в соцсетях, но онлайн-игры их привлекают меньше. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона дети умеренно пользуются соцсетями, как и сверстники в Западной Европе, но из-за популярности консолей реже играют в онлайн-игры и активно «гуляют» по интернет-магазинам вроде Uniqlo или Taobao.

Как показывает статистика, наблюдается падение интереса подростков к порнографии, однако причиной может быть миграция любителей сайтов для взрослых на мобильные устройства, где не установлена программа родительского контроля. В общем «зачете» в рейтинге просмотра порнографии и эротики с огромным отрывом лидируют китайцы (23%), за ними следуют Япония (5%) и Германия (2%). В России, которая не попала в первую десятку, дети редко заходят на подобные ресурсы (0,8%).

Хотя для общения в соцсетях и мессенджерах дети все активнее используют мобильные устройства, аналитики смогли зафиксировать самые «общительные» страны — это Мексика (86%), Россия и Италия (70%). Реже всего заходят в соцсети с компьютера китайцы (30%), немцы (30%) и британцы (32%). Первые, скорее всего, сталкиваются с блокировкой многих ресурсов правительством, а юные жители Британии и Германии, очевидно, активнее пользуются мобильными устройствами.

Самыми активными геймерами являются дети из Великобритании, Германии и Австралии (28, 26 и 21% соответственно). Меньше всего играют в компьютерные игры в Японии, Италии и Мексике (7, 6 и 4% соответственно) — в Японии подростки предпочитают консоли, а дети из Италии и Мексики тратят время на соцсети.

Неожиданной для экспертов оказалась высокая популярность сайтов категории «Алкоголь, табак и наркотики». Эта тема особенно интересует детей из Великобритании (25,4%), Германии (22,8%) и США (17%).

Онлайн-шопинг в чести у подростков из Китая, Японии и США (19,5, 17 и 9%). Юные испанцы, россияне и мексиканцы реже всех заходят на сайты онлайн-магазинов.

За полтора года дети и подростки вдвое чаще стали посещать сайты, где можно скачать или просмотреть фильмы, мультфильмы или послушать музыку, особенно в Японии, Китае и США. В России этот показатель самый низкий: подростки и дети предпочитают слушать и просматривать мультимедийный контент бесплатно «ВКонтакте».

В «Лаборатории Касперского» обозначили ряд тенденций: везде дети становятся более самостоятельными и сами выбирают, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие товары купить. Кроме того, дети предпочитают общаться с мобильных устройств, поэтому во многих странах количество визитов на сайты соцсетей и мессенджеров падает. Однако в тех странах, где смартфоны не так доступны для детей, категория «Интернет-коммуникации» является самой популярной. Интересно, что чем ниже в стране показатель категории «Средства интернет-коммуникации», тем популярнее там компьютерные игры.

Категории: Аналитика