В наше время пользовательские данные являются основной валютой в Интернете: множество компаний (среди которых такие гиганты, как Google, Facebook и LinkedIn) получают огромные прибыли от сбора персональных данных. Но в то же время крупные утечки вроде тех, что произошли в OPM, Ashley Madison и Anthem, подставили благополучие и репутацию миллионов людей под удар.

По мнению Френка Карличека (Frank Karlitschek), главы ownCloud, пользовательские соглашения большинства сервисов ограничивают контроль самих пользователей над своими данными: информация, предоставляемая сервису, зачастую полностью переходит в его владение, сами же пользователи не могут отозвать свои данные или контролировать их продажу третьим организациям. Отправляя на сервер конфиденциальные данные, пользователи вынуждены нести большие риски, притом многие даже не осознают этого.

Карличек и его коллеги по отрасли решили сформулировать манифест о пользовательских данных, призванный определить базовые права пользователей в отношении данных, которыми они делятся с онлайн-сервисами, а также степень соответствия того или иного сервиса положениям манифеста. Над этой идеей Карличек с партнерами работали с 2012 года; вторая редакция манифеста была представлена в Берлине на конференции ownCloud Contributor Conference. В этот раз текст манифеста подписали не только разработчики, но и различные организации, работающие в сфере открытых технологий, в том числе KDE, GNOME и Free Software Foundation Europe.

Согласно манифесту о пользовательских данных, пользователи имеют три неотчуждаемых права:

  1. Контроль над доступом к своим данным.
  2. Осведомленность о том, как хранятся данные и какие нормы права применимы к ним.
  3. Свобода выбора платформы без надобности замыкаться на одном поставщике.

Организации, подписавшие манифест, советуют пользователям требовать соблюдения этих положений со стороны сервисов. Сервисы, соблюдающие положения манифеста, могут разместить на странице соответственное подтверждение.

Для того чтобы идея сработала, нужно, чтобы сами пользователи способствовали ее претворению в жизнь, ведь, в конце концов, это они доверяют компаниям критичные персональные данные.

Категории: Другие темы