Покупка подписчиков на свой микроблог в Twitter ― обычная практика у звезд шоу-бизнеса, политиков, стартап-компаний и даже так называемых экспертов по социальным медиа, которые стремятся любыми средствами добиться признания у участников Сети. Такая рыночная возможность не могла не привлечь теневых бизнесменов, которые активно заполняют эту нишу, поставив на поток создание и сбыт фальшивых Twitter-профилей.

Подделка аккаунтов Twitter ― явление не новое, но изготовители фальшивок постоянно оттачивают свое мастерство. Отказавшись от вымышленных персонажей, они берут за образец реальные профили Twitter и старательно их дублируют. Поддельные аккаунты должны выглядеть аутентично, иначе окажутся нежизнеспособными: защитные средства Twitter могут распознать подлог и заблокировать фальшивый аккаунт.

«Они воруют имена и добавляют к ним число или букву, копируют ваши фото, биографию, место жительства и начинают рассылать твиты, ― говорит Пол Джадж, вице-президент и руководитель исследовательских проектов Barracuda Networks. ― Они крадут личностные данные, позволяющие создавать фальшивые аккаунты, которые лучше вписываются в сообщество и выглядят более правдоподобными. Они распространяют ссылки, проходя по которым пользователь видит имя, фотографию и начинает верить, что это действительно вы. Публикуя эти ссылки, они крадут доверительное отношение к вам и вашу репутацию».

Ранее Barracuda уже проводила исследование Twitter-андеграунда, и Джадж отметил, что этот рынок стремительно эволюционирует. Более 60% новых фальшивок создаются путем дублирования легальных и активных профилей; вредоносные ссылки, распространяемые злоумышленниками, собирают все больше кликов. «Существует несколько схем монетизации фальшивок, ― поясняет руководитель Barracuda. ― Они занимаются всем, от распространения ссылок на эксплойт-площадки или сайты спамеров с партнерской рекламой до продажи фейковых читателей ваших микроблогов. Статьи нетрудовых доходов стали разнообразнее. Нередки случаи, когда один и тот же поддельный аккаунт участвует сразу в трех схемах заработка».

По данным Barracuda, в настоящее время фальшивые Twitter-аккаунты предлагают 52 участника eBay, которые продают их по 11 долларов за тысячу. Средний размер партии при разовой закупке составляет около 50 тыс. аккаунтов. «Продажа таких аккаунтов в качестве «фальшивых читателей» настолько прибыльна, что ее побочным эффектом стала возможность делать деньги, не причиняя особого вреда, ― комментирует Джадж. ― Благодаря этому распространение зловредных ссылок несколько утратило свою актуальность».

Весь процесс по внедрению поддельных аккаунтов хорошо поддается автоматизации: веб-сайты Twitter просты в использовании, разумно организованы и оснащены адекватным набором скриптов, позволяющих создавать внушительные группы фальшивых читателей. «Используя предоставляемые сервисом API, задать сценарием взаимодействие с сайтами Twitter не составляет труда, ― отмечает Джадж. ― Простота, с которой можно примкнуть к сообществу и рассылать твиты, ― это низкий порог, облегчающий задачу злоумышленникам, чего не наблюдается в других, более сложных социальных сетях».

По словам Джаджа, 90% спамовых твитов распространяются с использованием возможностей Twitter, что не может не вызвать подозрение: легальные пользователи в большинстве случаев рассылают эти сообщения посредством мобильных приложений или клиентов сторонних разработчиков. «Взгляните на фальшивки, среди них преобладают те, что разосланы через сайты Twitter, по очевидному сценарию, ― говорит эксперт. ― Интенсивность этих рассылок в течение дня заметно меняется. Нередки случаи, когда аккаунт целый день бездействует, затем несколько минут генерирует твиты и вновь затихает».

Основная проблема таких абьюзов состоит в том, что для многих бизнес-структур и их клиентов социальные сети стали главным средством оценки солидности и благонадежности. На это и делают ставку криминальные элементы, которые используют людское тщеславие в своих интересах. «Нестыковка в том, ― поясняет Джадж, ― что среднестатистическая личность считает социальные медиа мерилом популярности, тогда как на самом деле эта популярность создается читателями, купленными за 11 долларов. Это равнозначно покупке благоприятного отзыва в Zagat* или пятизвездочного рейтинга. Признание можно просто купить».

*издание-гид, публикующее рейтинги ресторанов

Категории: Мошенничество, Спам