Управление комиссара по информации в Великобритании (ICO) всерьез обеспокоено тем, что розничные сети стали использовать новые методы отслеживания потребительского поведения в ущерб праву на приватность. Как полагают в управлении, покупатели должны знать, что находятся «под колпаком» у ритейлеров. Последним же рекомендуется пересмотреть техники слежения, чтобы удостовериться, что их применение не навредит частной жизни покупателей.

Такой вывод ICO сделало после встречи с рабочей группой по защите данных и телекоммуникациям. Там управление уведомили о том, что предприятия, занятые в розничной торговле, активно используют технологию отслеживания перемещений на основе Wi-Fi-сигналов. Разумеется, пользователи об этом и не подозревают, и это особенно беспокоит управление.

Метод слежки уже не является теоретическим и применим на практике. При регистрации мобильного устройства в Wi-Fi-cети магазина ритейлеры могут узнать его уникальный MAC-адрес, который будет использоваться для определения местоположения при следующей регистрации. На рынке также появляются «умные» камеры видеонаблюдения, способные отслеживать передвижения конкретного пользователя по торговому центру.

Полученные таким образом данные о передвижениях используются для таргетирования: пользователю приходят уведомления о скидках и спецпредложениях. Также данные перепродаются сторонним компаниям, занимающимся онлайн-рекламой, без ведома пользователя.

Области применения технологии не ограничиваются розничной торговлей: подобные сценарии возможны в аэропортах, на вокзалах и даже в городах при наличии обширной публичной Wi-Fi-сети — появление подобных в самом скором времени обещают евангелисты «умных городов».

ICO не отрицает, что у технологии есть и очевидные плюсы: она может использоваться для локализации скопления людей в торговых центрах, рассылки предупреждений о возникновении угрозы безопасности, сбора статистики… Сценариев достаточно, но управление настаивает, чтобы любой из них не нарушал права пользователей на приватность.

В связи с этим ICO предлагает разработать пакет директив по использованию технологии отслеживания по Wi-Fi, в том числе для защиты от назойливых спецпредложений и уведомлений. Ритейлерам, по мнению управления, следует использовать специальное обозначение (аналогичное значку камеры в местах, находящихся под видеонаблюдением), чтобы предупреждать пользователей о возможном отслеживании их смартфонов. Так у потребителей хотя бы появится выбор.

Похоже, проблемы отслеживания в Интернете, постоянный предмет ожесточенных дискуссий, «переехали» в реальную жизнь. Кого-то факт слежки в Интернете уже давно не волнует, но неизвестно, применим ли этот тренд в мире традиционной, а не онлайн-торговли. Без сомнения, дебаты об отслеживании пользователей в коммерческих целях продолжатся.

Категории: Кибероборона