Две организации, отвечающие за защиту права на частную жизнь, подали в Федеральную торговую комиссию США (ФТК) жалобу. У правозащитников вызвали беспокойство недавние перемены в политике конфиденциальности мессенджера WhatsApp, согласно которой теперь приложение будет обмениваться личными данными пользователей с материнской компанией — Facebook.

Информационный центр электронной приватности (EPIC) и Центр цифровой демократии (CDD) в совместном заявлении подчеркнули, что предложенные изменения представляют собой пример недобросовестной конкуренции, и призвали ФТК начать расследование.

Советник EPIC по правам потребителей Клэр Т. Гартланд (Claire T. Gartland) отметила, что ФТК пока не ответила на жалобу; расследования комиссии непубличны, и организации, подавшие жалобу, не уведомляются о ходе процесса. Формальных слушаний в этом случае не предполагается.

«EPIC проследит за тем, чтобы ФТК обратила внимание на этот случай, так как изменения в политике приватности WhatsApp очевидно нарушают многочисленные предписания ФТК относительно данной проблемы, — сказала Гартланд. — Если ФТК начнет расследование, она сможет остановить переход на новые правила обмена данными между сервисами и достичь мирового соглашения с обеими компаниями, как, например, в 2012 году с Facebook».

В 2012 году ФТК и Facebook пришли к мировому соглашению относительно обвинений в адрес Facebook: по мнению регулятора, соцсеть неоднократно нарушала право пользователей на приватность, обмениваясь личной информацией с другими сервисами. Facebook обязали в дальнейшем предоставлять пользователям «ясное и заметное предупреждение» и «получать их четко выраженное согласие» перед тем, как обмениваться информацией, скрываемой настройками приватности, а также «обеспечить работу комплексной программы по защите приватности» и раз в два года проходить независимый аудит.

Мессенджер WhatsApp, приобретенный Facebook два года назад за $19 млрд, согласно официальному блогу, вскоре начнет предоставлять телефонные номера своих пользователей Facebook с целью более точного таргетирования рекламы и более удобного общения с друзьями на Facebook.

«Мы превыше всего ценим право на приватность при общении через цифровые каналы, и наша цель — предоставить вам наиболее быстрый, простой и надежный способ общения через WhatsApp», — утверждают представители мессенджера.

EPIC и CDD, однако, в тексте жалобы указали, что обмен контактной информацией противоречит обещаниям, которые давал WhatsApp спустя некоторое время после поглощения соцсетью Цукерберга. Тогда в WhatsApp заверили пользователей, что собранные сервисом данные не будут переданы третьей стороне в целях рекламного или маркетингового продвижения.

В новой политике конфиденциальности WhatsApp говорится, что у пользователей будет возможность отказаться от обмена данными с Facebook.

В тексте жалобы EPIC и CDD указывают, что основатель WhatsApp Ян Кум (Jan Koum) и глава Facebook Марк Цукерберг пообещали, что WhatsApp будет работать отдельно от Facebook и в отношении данных пользователей WhatsApp ничего не изменится. EPIC и CDD также ссылаются на текст жалобы, поданной ими в ФТК в 2014 году: EPIC и CDD готовы были зайти так далеко, что не исключали блокирования сделки регулятором. В жалобе также имеются ссылки на письмо-требование от директора Бюро по защите прав потребителей ФТК Джессики Рич (Jessica Rich) в адрес глав Facebook и WhatsApp, в котором регулятор напоминает компаниям об обещаниях, данных от имени Facebook пользователям WhatsApp.

«WhatsApp неоднократно заверял пользователей в том, что сервис собирает, обрабатывает и предоставляет сторонним организациям ограниченное количество личных данных — намного меньше, чем Facebook, — написала тогда Рич. — Мы хотели бы прояснить, что независимо от поглощения WhatsApp будет придерживаться данных обещаний».

Совокупное количество пользователей WhatsApp и Facebook превышает 2 млрд человек. В апреле WhatsApp внедрил сквозное шифрование звонков, сообщений, файлов, видео- и аудиосообщений на базе протокола Signal.

Категории: Кибероборона