Активное продвижение технологии Do Not Track (DNT) в сообществах по информационной безопасности и защите персональных данных в ответ на поголовную онлайн-слежку (трекинг) со стороны рекламных компаний и иных организаций привело к тому, что разработчики наиболее популярных браузеров включают DNT как отдельную опцию для пользователей, дающую им возможность самим выбирать, разрешать ли рекламодателям трекинг. Но, по мнению экспертов, технология DNT уже изжила себя и должна быть заменена на что-то более эффективное и действенное.

DNT была задумана как технология, позволяющая пользователям сообщать рекламодателям о своих предпочтениях относительно трекинга на посещаемых ими сайтах. Все наиболее популярные браузеры, в том числе Internet Explorer, Firefox и Chrome, дают пользователю возможность включать DNT. При этом при посещении сайта происходит отправка на него заголовка HTTP с сообщением о том, дал ли пользователь свое согласие на трекинг. Рекламодатели и владельцы сайтов ориентируются на результаты трекинга, чтобы выяснить предпочтения пользователей и оценить, откуда они приходят и куда направляются после того, как покидают сайт. Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission, FTC) поддерживает и продвигает DNT как технологию для защиты конфиденциальных данных и способ, позволяющий пользователям избавиться от онлайн-слежки в случае, если они этого хотят.

Однако некоторые эксперты по информационной безопасности сомневаются в эффективности DNT и считают, что ее применение создает у пользователей ложное чувство защищенности от трекинга.

«Мы нуждаемся в чем-то более существенном, в том, что на самом деле работает и при этом не посягает на частную жизнь граждан. Эта штуковина, Do Not Track, — жалкая игрушка, — заявил Роберт Хансен (Robert Hansen), старший менеджер по продажам компании WhiteHat Security, в своем докладе на конференции OWASP AppSec в США. — Мы верим в возможность выбора безопасности для каждого, а не в восторженную ерунду».

Одна из наиболее обсуждаемых проблем по теме DNT — это то, что сообщество рекламодателей не поддерживает данную технологию. В итоге владельцы сайтов в индивидуальном порядке решают, как реагировать на поступивший от пользователя сигнал о запрете трекинга и стоит ли его соблюдать. Также уже существуют способы обхода DNT и иные методы отслеживания действий пользователей. По мнению Хансена, пользователи должны иметь более надежный вариант для защиты от трекинга, чем добровольно применяемая технология, которую игнорируют большинство сайтов и рекламодателей.

«Мы бы хотели видеть «Трекинг невозможен», а не «Трекинг запрещен», — объясняет Хансен.

Еще одна проблема заключается в том, что производители наиболее популярных браузеров реализуют DNT по-разному и не имеют особых стимулов блокировать рекламу, содержащую код для трекинга пользователей. Microsoft, Mozilla и Google — все они являются партнерами рекламодателей, которые приносят им основную долю прибыли. Например, Google, как ожидается, в 2013 году только на онлайн-рекламе заработает почти 40 млрд долларов.

Компания WhiteHat выпустила собственный браузер Aviator, который основан на браузере Chromium и предлагает своим пользователям расширение Disconnect, отключающее трекинг и сохраняющее приватность поиска. Расширение пресекает попытки подключения третьих лиц, не давая им получать какие-либо данные из браузеров пользователей.

С этого момента DNT можно считать умершим, уверен Хансен. И теперь появилась необходимость в чем-то более эффективном для пользователей.

«Все участники рынка хотят хорошо выглядеть в глазах потребителей, поэтому они говорят, что поддерживают DNT, — объяснил он. — Но я уверен, что это лишь игра со стороны рекламной онлайн-индустрии, чтобы выиграть время».

Категории: Другие темы