Как следует из опубликованного вчера официального сообщения Европейской Комиссии, поискового гиганта Google могут обязать заплатить внушительный штраф – 2,42 миллиарда евро. В такую сумму чиновники оценили нарушения европейского антимонопольного законодательства, которые, как утверждается, Google систематически совершала в течение последних семи лет.

Регуляторы Европейской комиссии утверждают, что Google злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке поисковых услуг в целях продвижения собственного сервиса онлайн-шоппинга, что позволило компании получить незаслуженное преимущество путем вытеснения конкурирующих сервисов.

Так, Еврокомиссия заявляет, что сервис онлайн-шоппинга Google, ссылки на который выводятся вместе с результатами поисковой выдачи, ограничил способность других компаний «достойно конкурировать и внедрять инновации», а также «лишил европейских потребителей возможности подлинного выбора сервисов и всех инновационных преимуществ».

«Google вывела на рынок немало инновационных продуктов и сервисов, изменивших нашу жизнь к лучшему. И это хорошо. Однако стратегия Google по продвижению своего сервиса онлайн-шоппинга заключалась не в привлечении потребителей путем улучшения своего продукта. Вместо этого Google воспользовалась своим доминирующим положением на рынке поисковых услуг и продвигала собственный сервис в результатах выдачи, одновременно отодвигая конкурентов», — заявляет Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager), член Европейской Комиссии по Конкуренции в пресс-релизе.

Сервис сравнения предложений интернет-магазинов, сделанный Google, попал в фокус внимания антимонопольных ведомств Европейского Союза семь лет назад, в 2008 году. Тогда сервис только начал внедряться в Великобритании и Германии. Дальше он стал доступен во Франции – в 2010-м, в Италии, Нидерландах и Испании в 2011-м, а впоследствии и в Чехии, Австрии, Бельгии, Дании, Норвегии, Польше и Швеции – в 2013-м.

Размер штрафа, ставший рекордным за всю истории антимонопольных разбирательств, оказался в два раза выше, чем изначально предсказывали эксперты. Не далее как в этот понедельник New York Times сообщала со ссылкой на два неназванных источника, что европейские регуляторы готовятся выписать штраф около 1,1 миллиарда евро.

Кент Уокер, старший вице-президент по юридическим вопросам Google, заявил, что компания планирует как следует изучить решение Еврокомиссии и, возможно, оспорит его. Уокер отметил в своем блогпосте, что выдача предложений онлайн-магазинов синтезируется на основе предпочтений пользователя и текстовых рекламных объявлений.

«Когда вы используете Google для поиска товаров, мы стремимся дать вам именно то, что вы ищете. Мы не стремимся представить себя или какого-либо продавца в выгодном свете – то, что вы видите в выдаче, является результатов упорного труда и постоянных инноваций, основанных на отклике пользователей,» – отметил Уокер. «Мы с уважением относимся к выводам Комиссии, но не согласны с ними. Мы детально изучим решение и подготовим апелляцию, а пока мы продолжим делать нашу работу».

Согласно решению Европейской Комиссии, Google обязуется изменить алгоритм работы своего сервиса онлайн-шоппинга с течение 90 дней с моменты выдачи предписания или будет обязан выплатить до пяти процентов среднего дохода материнской компании, Alphabet. По данным бухгалтерской отчетности, за первый квартал 2017 года Alphabet заработала 24,75 миллиарда долларов.

Это не единственное расследование Еврокомиссии в отношении Google. В настоящее время Комиссия изучает, насколько компания «ограничила выбор и инновации» поставщиков программного обеспечения для мобильной операционной системы Android, а также не чинит ли рекламный сервис AdSense препятствий поставщикам рекламных объявлений от конкурентов Google.

Надо сказать, решение Еврокомиссии по делу Google является яркой иллюстрацией того, насколько щепетильно подходят к вопросам соблюдения антимонопольного законодательства в Евросоюзе. Ранее Комиссия неоднократно штрафовала Microsoft по разным поводам: в 2004-м – на 613 миллионов долларов за неконкурентные бизнес-практики, в 2008-м – на 1,3 миллиарда долларов за несоблюдение предписаний, выданных в 2004 году. В 2013 году Еврокомиссия выписала дополнительный штраф североамериканской компании на 732 миллиарда долларов за несоблюдение условий соглашения с регуляторами.

Категории: Аналитика