Окружной суд Калифорнии постановил взыскать с компании Zaken более $25 млн в пользу 110 тыс. соискателей надомной работы, которая на поверку оказалась мифом. Данное дело было возбуждено по иску Федеральной торговой комиссии (ФТК) США в рамках Operation Lost Opportunity — национальной кампании по пресечению мошенничества на рынке бизнес-возможностей.

Установлено, что Zaken взимала порядка $150 за участие в ее программе QuickSell, которая якобы помогает отыскивать выгодные для посредника предложения по купле-продаже товаров. При этом претендентам на такое трудоустройство обещали стабильный заработок в виде щедрых комиссионных — в среднем $4,3 тыс. с каждой сделки. Как оказалось, подписка на эту программу обеспечивала лишь стабильный поток рекламы, продвигающей разные «инструменты» для предпринимателей, которые к тому же стоили недешево. Те, кто соглашался на дополнительные расходы, получали взамен телефонный справочник со списком давно расформированных компаний.

Калифорнийский суд признал Zaken и ее президента виновными в нарушении установленных ФТК норм в сфере торговли и правил предоставления коммерческих возможностей. Отныне им запрещается рекламировать и продавать такие услуги; назначенный Zaken многомиллионный штраф будет использован для выплаты компенсаций обманутым потребителям.

«Судебный приказ показал, сколь серьезные последствия ожидают продавцов бизнес-возможностей, которые делают необоснованные заявления и сочиняют сказки про разбогатевших клиентов, — заявила Джессика Рич (Jessica Rich), начальник бюро ФТК по защите прав потребителей. — Пока существуют мошенники, вводящие в заблуждение потребителя, мы будем стремиться их остановить, заручившись поддержкой партнеров из правоохранительных органов».

Следует отметить, что решение по делу Zaken — лишь первая ласточка: два года назад в разных штатах с подачи ФТК были открыты еще шесть аналогичных дел, и по всем регулятор надеется получить положительный результат.

Одновременно ФТК празднует другую победу: очередные ответчики по ее многочисленным искам в отношении SMS‑спама и навязчивого сервиса пошли на мировую и согласились выплатить около $10 млн в пользу обманутых абонентов. Некоторых предпринимателей ФТК обвинила в спам-рассылках, автообзвоне и недостоверных заявлениях о якобы бесплатных призах и подарках, других — в несанкционированных списаниях с абонентских счетов для оплаты обманом навязанных услуг (cramming).

Категории: Мошенничество, Спам