Федеральная торговая комиссия США (Federal Trade Commission) сообщила о резком увеличении ущерба от мошенников, которые выманивают деньги по телефону, притворяясь близкими родственниками. За последние 12 месяцев этот показатель вырос более чем в полтора раза, достигнув $41 млн.

В зону особого риска попали граждане старше 70 лет. В 2018 году 25% респондентов из этой группы признались, что отправляли деньги мнимым внукам и детям. В 2017-м эта доля составляла чуть более 7%. В то же время именно пожилые люди отправляют преступникам самые крупные суммы — в среднем по $9 тыс., что на $7 тыс. больше общего медианного показателя.

По словам аналитиков, примерно в половине случаев мошенник просит деньги на внесение залога или решение прочих проблем с законом. Еще треть звонков построена вокруг аварий, в которых мнимый родственник якобы оказался виновником (например, из-за вождения в нетрезвом виде или использования телефона за рулем). Злоумышленники играют на эмоциях, утверждая, что им больше некому позвонить, кроме как любимой бабушке или дедушке.

Организаторы этих спектаклей тщательно готовятся к атаке, собирая информацию о жертве в социальных сетях и прочих источниках. Чтобы скрыть разницу в голосе, они придумывают легенду о сломанном носе или разговаривают сквозь непрекращающиеся рыдания. Нередко люди сами помогают преступникам — например, подсказывая им имя своих родственников вопросом «Стив, это ты звонишь?».

Столь эмоциональная игра не мешает мошенникам предоставлять жертвам тщательные инструкции о том, как передать деньги. Чтобы не светить перевод в банковских системах, преступники настаивают на наличных. Они просят разложить банкноты по нескольким конвертам, спрятать их между страниц журналов и отправить курьерской службой или обычной почтой.

Эксперты призывают всех, кто вдруг получает просьбу о помощи, не паниковать и не совершать необдуманных действий. Лучше всего положить трубку и попробовать самостоятельно связаться с родственником, который якобы только что звонил. При этом следует игнорировать увещевания злоумышленников, требующих держать все в секрете.

Ранее Центр жалоб на интернет-преступность, работающий под эгидой ФБР, сообщил, что в 2017 году его специалисты приняли сообщения по 300 тыс. случаев кибермошенничества на общую сумму в $1,4 млрд. На пожилых граждан пришлось около 50 тыс. заявлений — жертвы старше 60 лет сообщили о потере $342 млн.

По оценкам аналитиков, в ближайшие пять лет ущерб от интернет-мошенников вырастет более чем вдвое — до $48 млрд. Основную долю составит прибыль от перехвата онлайн-переводов и кражи платежных данных.

Категории: Мошенничество