Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR), принятый в 28 странах Евросоюза, вступил в силу 25 мая 2018 года. Новый закон предполагает, что компании будут вести более прозрачную политику хранения и обработки сведений о пользователях, а сами граждане получат больше прав в управлении личной информацией.

Действие GDPR распространяется на все организации, работающие с европейскими пользователями, даже если сама компания находится вне ЕС. Регламент обязаны соблюдать как крупные международные корпорации, например Facebook и Google, так и представители малого и среднего бизнеса. За несоблюдение новых правил нарушителей будут штрафовать на сумму от 10 до 20 млн евро или от 2 до 4% годового оборота.

Бизнес готовился к принятию нового закона два года. В конце мая и начале июня на электронную почту пользователям стали массово приходить письма с запросами на разрешение обрабатывать их данные. По прошествии двух месяцев компании подводят предварительные итоги.

Часть компаний говорит о том, что пользователи пошли им навстречу и массовой потери клиентов не произошло. «В связи с принятием GDPR мы ожидали оттока европейских партнеров, но этого не случилось», — заявил Майк Тарпи (Mike Tarpey), исполнительный директор Underdog Media, специализирующейся на рекламе и аналитике для бизнеса.

Брайта Шульц (Bryta Schulz), вице-президент по маркетингу компании Janrain, которая занимается управлением идентификационной информацией и системами входа через соцсети, отметил, что «у нас менее 8% людей отказались дать разрешение на показ рекламных публикаций и только 5% не согласились предоставить свои данные для аналитики».

Однако другие сервисы заметили обратную тенденцию:

«Многие компании сообщили о снижении своего целевого рынка примерно на 25–40%. Это действительные и потенциальные клиенты, которые не дали своего согласия на сбор маркетинговых сведений или обработку данных, — отметила Энза Ианнополло (Enza Iannopollo), старший аналитик Forrester. — По нашей информации, каждый третий житель США отказался завершить онлайн-перевод, потому что прочитал в политике конфиденциальности нечто, что было ему не по душе».

Генеральный директор Google Сундар Пичаи (Sundar Pichai) считает, что пока еще рано говорить о том, как нововведения сказались на бизнесе. Однако финансовый директор Facebook Дэвид Вехнер (David Wehner) смог оценить влияние GDPR на работу социальной сети. По его мнению, снижение числа европейских посетителей может быть вызвано принятым законом, в то время как замедление роста доходов от рекламы в большей степени зависит от колебаний курса валюты.

Более явно новый регламент сказался на работе новостных ресурсов. Некоторые американские онлайн-издательства, например Tronc, перестали отображать на своих сайтах контент для пользователей из ЕС.

В то же время компания Catchpoint обнаружила, что многие европейские версии американских новостных сайтов стали работать намного быстрее и улучшили пользовательский интерфейс. Исполнительный директор компании Мехди Дауди (Mehdi Daoudi) рассказал, что в Соединенных Штатах страница загружается в среднем за десять секунд, а в странах ЕС — менее чем за одну.

«Это напрямую связано с тем, что с них удалили многие сторонние элементы, включая рекламные серверы, сервисы и аналитику Google, плагины для социальных сетей и тому подобное», — пояснил он.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что организации, которые предпочитают игнорировать новый закон или уходят с европейских рынков, вряд ли выиграют от этого в долгосрочной перспективе. Рашми Виттал (Rashmi Vittal), вице-президент по маркетингу SAP Customer Data Cloud, считает, что GDPR является только началом. Возможность введения новых регламентов о конфиденциальности данных уже изучают Калифорния, Бразилия и Австралия.

Категории: Аналитика, Кибероборона